Энергосбережение в ЖКХ - информационный бюллетень

Ежемесячный информационный бюллетень

Новый номер
Архив номеров
О бюллетене
Об издателе
Купить бюллетень

 

Энергосбережение  в  бюджетной  сфере  Запорожской  области

Василий Степаненко, Евгений Гофман, ЭСКО ЭКОСИС

Актуальность проблемы

Энергосбережение в бюджетной сфере городов и областей Украины 15 лет находилось в нижней части рейтинга привлекательности для инвестиций  и было отдано на откуп энтузиастам,  или, мягко говоря, пущено на самотек.

Основным энергосберегающим мероприятием за пятнадцать предыдущих лет здесь была установка счетчиков или замена котлов.

Но дальше небольшого снижения оплаты за неполученные энергоносители дело, как правило, не шло. Хотя ряд проектов, которые были реализованы энтузиастами, показывают на огромные масштабы потенциальной экономии. Основной причиной, по общему мнению, является отсутствие денег. Так ли это?

Несмотря на недофинансирование отдельных статей бюджета, расчеты с энергоснабжающими организациями начали осуществляться исправно, а долги прошлых лет  сокращаться. Т.е., потоки денег из бюджетов всех уровней в оплату  за энергоснабжение бюджетных учреждений и организаций стали достаточно стабильны и предсказуемы.

Не секрет, что здания нашей бюджетной сферы, построенные 30-50 лет назад, почти все холодные, что сантехника старая, а лампы светят плохо, но потребляют много энергии. Нас уже не удивляет промозглый холод в огромном здании гособладминистрации, где зимой тепло только в отдельных кабинетах больших руководителей. На остальных чиновников тепла уже не хватает, выбивают пробки. Потери энергии в бюджетной сфере гигантские, они видны невооружённым глазом, к ним притерпелись и пора начать борьбу с этими потерями.

С 2005 года всё человечество вступило в долгосрочный период повышенного роста цен на углеродосодержащие энергоносители – нефть и газ начали заканчиваться. Максимум роста цен приходится на период 2012 – 1016 гг. Украина является самой энергоёмкой страной в мире и  нам скоро придется испытать на себе все ‘преимущества” такого первенства.

Мы публикуем наш прогноз роста цен на электроэнергию и природный газ в этот период – это оптимистическая модель, реальный рост цен будет выше.

Можно представить грубую модель энергосбережения в бюджетной сфере, как экономию от 25 до 65% платежей за энергоносители с периодом окупаемости  от 2 до 6 лет. Т.е., вложение средств в энергосбережение  бюджетной сферы намного выгоднее, чем депозитные вклады у многих банков.  Так, для Запорожской области реализация  подобной модели означает, что через 3 года бюджет получит 45 млн. грн. дополнительного дохода ежегодно.  Но при этом разово нужно вложить 90-100 млн. гривен.

 Сыр в мышеловке или карта сокровищ

Идея хорошего энергосберегающего проекта - это почти карта месторождения денег. И эта карта точна, если правильно перечислены (обоснованы) все правила (приемы) по добыче этих денег. Ошибка на карте приведет к напрасной трате сил и средств.

Когда нас спрашивают: "Какие в вашем городе (области) есть хорошие проекты сбережения энергии?" я слышу: "Где лежат деньги?". Многие люди наивны - они знают, что без карты месторождения денег не найти, но купить себе карту не хотят, ждут бесплатных советов.

Больницы, школы, детские садики и т.п. можно рассматривать под углом зрения энергоменеджера, как небольшие (??) залежи "мертвых" денег - но в каждом городе и посёлке нашей  области их очень много, всего несколько сотен. Определить, где лежат деньги, какие деньги, когда окупятся затраты можно проведя энергетический аудит.

Ведь никто не станет строить шахту, пока не проведет детальную оценку нового  месторождения. Но еще более важно поднять эти "мертвые" деньги (присвоить, получить). В бюджетной сфере "победившего социализма" при экономии затрат УМЕНЬШАЮТ ЛИМИТЫ на эти затраты. И никакой бюджетный Кодекс этих принципов пока не изменил.

Поэтому энергосбережение в бюджетной сфере Украины - это сыр в мышеловке  и ничего больше.  Каждый проект энергосбережения, реализованный сегодня, НЕ ПРИНОСИТ ЭКОНОМИИ НИКОМУ  - только вред, таков парадокс нашей действительности.

Много энтузиастов размахивают флагами процентов будто бы полученной экономии при реализации энергосберегающих проектов. А покажите, где накапливаются деньги от этой экономии, кто конкретно их получил в феврале, апреле, мае …!!!!? И энтузиасты начинают прозревать, оглядываться, начинать удивляться, что деньги потрачены, но получить "живую" отдачу невозможно. И начинают понимать, что их энтузиазм и находчивость служат красивой ширмой для дядей из меняющихся, но безответных правительств, дядей от политики и даже дядей от энергосбережения.

А король-то голый

Большинство экспертов утверждают о том, что энергозатраты в Украине в 4-5 раз выше, чем в развитых странах - снижение платежей за энергоносители на 75-80% и есть достижимый потенциал энергосбережения в Украине. А как в жизни осуществляется энергосбережение?

Приведем  пример: главврач больницы нашла деньги для ремонта сантехники и снизила втрое потери и платежи больницы за питьевую воду. Вопрос для читателя - через сколько месяцев ей срежут лимиты по платежам за воду на величину полученной экономии? И еще один вопрос - в соседней больнице утечки воды и лимиты остались старыми. Какому главврачу добавят лимиты, кому будет легче жить и хозяйствовать?

Экономия энергоресурсов у нас зачастую известна, лежит под ногами. Банк, у которого достаточно денег для финансирования энергосберегающих проектов - через дорогу. Желающих заработать деньги - не счесть. Руководители у нас все с высшим образованием. А король-то голый!

 

Экономия должна быть … какой?

Экономика должна быть экономной и если вы усмехнетесь - все уже в прошлом, то зря.

В бюджетной сфере Украины все осталось по прежнему – в социализме, стимулов к экономии энергоресурсов нет ни для кого. Есть, правда, небольшая палка, но при нынешних зарплатах на нее надежд мало.

Экономия энергозатрат измеряется процентами или деньгами, но … ее не удается получить на руки (отложить на счете, реинвестировать, купить, наконец, для больных мыло в палаты).

Мы начали расследование - куда девается экономия денежных средств, полученных от энергосберегающих проектов в бюджетной сфере. Ведь были же эти проекты, пусть немного, пусть силами энтузиастов, пусть в отдельно взятых больницах  - но ведь были же? И если эта экономия была, то кому она досталась? Угадаем с трех раз …:

·    В больнице осталась эта экономия - скажете вы. Нет, больнице срезали лимиты.

·    Эти деньги сэкономил бюджет - вряд ли. Бюджет - это бухгалтерия, там все строго, все по счетам. Нет такого счета в наших бухгалтериях - экономия средств в платежах за энергоносители.  

·    Эти деньги сэкономило государство - тут уж улыбнутся самые доверчивые наши читатели. Государство - это уже давно не мы.

Тогда мы выдвинули тезис - экономия энергоресурсов и денег  в бюджетной сфере не подчиняется обобщенному закону Ломоносова-Лавуазье. Она возникает из ниоткуда и исчезает бесследно - экономия энергоресурсов в Украине всегда относительна, измеряется не деньгами, а процентами.

Такой подход объяснил многое, если не все - если мы не создаем базу экономии, то ее величина будет всегда безразмерна (то-то все любят выражать экономию в процентах).    

 

На халяву

16 июня 1999 года президент Украины подписал Указ № 662 "Про заходи щодо скорочення енергоспоживання бюджетними установами, організаціями та казенними підприємствами", где поставлена главная цель - за 5 лет снизить энергозатраты в бюджетной сфере на 25% по сравнению с базовым, 1998 годом. Нужнейший Указ и даны поручения Кабмину по обеспечению его реализации.

Остановимся и сделаем небольшой расчет. Финансирование бюджетной сферы Украины по энергозатратам составляло 5.2 млрд. гривен в год. Согласно Указу ежегодная экономия должна составлять 5-6% или 750 - 900 млн. гривен, а всего за 5 лет должна была  достигнуть величины 3900 млн. гривен.

Чтобы получить эту экономию, нужно затратить деньги. Срок окупаемости проектов в бюджетной сфере, в лучшем случае, в среднем будет 2 года. Итого, для реализации Указа, Министерство финансов и Министерство экономики должны были предусмотреть в бюджетах 2000-2004 г.г. ежегодное выделение 750 - 900 млн. гривен.

Фактически было выделено 25 млн. гривен на 2001 год (но только на бумаге – на руки дали 7 миллионов гривен).

Постановление КМУ № 2183 от 30 ноября 1999 года "Про скорочення енергоспоживання бюджетними установами, організаціями та казенними підприємствами" можно смело назвать более коротко, по названию этого раздела - здесь уже совсем забыли про деньги, которые нужны, чтобы начать экономить.

Распоряжения губернаторов по областям Украины были еще короче - лимиты снизить на 5-6% ежегодно - все, приехали!

Мы с тобой, уважаемый читатель, понимаем - Указ и не собирались исполнять (само утихнет), или же действительно обрезать энергопотребление на 25% - народ все стерпит.

И еще - кто-то, наверное, очень жадный, - установил, что период экономии для Украины должен быть не более 1 года. Из какого справочника взята эта цифра? Богатые американцы используют в бюджетной сфере десятилетний период экономии. Годовую экономию нам оставил в наследство социализм.

Похоже, что у нас, в Украине, впервые в мировой практике изобретен новый вид энергосбережения - БЕЗЗАТРАТНЫЙ.  

И тоже вопреки обобщенному закону Ломоносова-Лавуазье. Этот новый вид украинского энергосбережения так и называется - НА ХАЛЯВУ.

Правила для игры

В основе новых правил игры в энергосбережение на бюджетном поле должно быть создание правовых гарантий справедливого раздела  полученной экономии (вспомним американскую формулу энергосбережения  -  70% экономии за 10 лет принадлежит тем, кто её принёс – 30% забирает государство).

В России принята формула "окупаемость + 1 год". Кого-то (где годовая экономия окупает риски, проценты по кредитам и достаточна для нормы прибыли на уровне 20-30%)  это может и удовлетворить, но таких проектов крайне мало -  средняя окупаемость проектов в бюджетной сфере колеблется от 3 до 5 лет.

Здесь, в ключевой компоненте формулы энергосбережения, я на стороне американцев - 70% экономии за 10 лет  - это предмет настоящей игры. Сказано - скупой платит дважды. На этом поле нужны серьезные, не копеечные игроки. Правильный выбор формулы энергосбережения - это выбор формулы успеха.  Если мы (Украина) узаконим американскую формулу энергосбережения, то банки встанут в очередь на кредитование энергосберегающих проектов.  И наоборот - по формуле Кабмина (1 год) очереди не возникнут – возникнет отвращение к таким предложениям, что мы и наблюдаем за все прошедшие годы. И что ведь обидно - никто не заставит ответить за это потерянное время жадных чиновников - они Родину берегут.

Считаем необходимым подготовку нового и принципиально дееспособного постановления КМУ в отличие от Постановления КМУ № 2183 от 30.11.99 г., выпущенного в исполнение Указа Президента Украины № 662/29 от 16.06.99 г.

Упреждая решения будущего правительства, хотим сказать, что решениями областных и городских Советов нужно решать эту же проблему в нашем регионе. Решать не дожидаясь

Грустно читать Постановление Правительства, обязавшего всех субъектов бюджетной сферы снизить за 5 лет энергозатраты на 25% и совсем не выделившего на эти цели денег? Не создавшего условий для их займа. Не разрешившего использовать полученную экономию средств для увеличения этой же экономии. Вот это-то я и называю игрой без правил.

Новое Постановление Правительства должно стать дееспособной моделью для адекватных распоряжений председателей  гособладминистраций и  мэров городов.

 

Дать, чтобы взять

Кто-то недоверчивый заметит, что нельзя давать деньги просто так - даже на энергосбережение, даже из госбюджета, даже под честное слово - и это действительно так.

Условием финансирования энергосберегающих проектов из бюджетных денег должен быть возврат еще больших денег - в назначенные сроки и с гарантией.

Опять остановимся - допустим, получила N-ская область 50 млн. бюджетных гривен ежегодно в течение 5 лет. Какие гарантии, что снижение платежей за 3 обещанных года составит эту же сумму.  

И здесь мы убеждаемся, что подготовка условий для реализации энергосберегающего проекта и возврата инвестиций - это большая и сложная работа, требующая значительного времени и финансовых средств.

Сегодня необходимо заново создать нормативно-правовую базу для обеспечения предлагаемых правил игры в энергосбережение в бюджетной сфере, в том числе:

 

·          Закон Украины “О термомодернизации зданий”

·          Закон Украины “О стимулировании энергосбережения в бюджетной сфере”

·          проект "Положения "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и питьевой воды в бюджетной сфере Запорожской области";

·          проекты распоряжений главы облгосадминистрации Запорожской области, в т.ч.:

·          "Об организации услуг энергосервиса населению, организациям бюджетной сферы и коммунальным предприятиям, финансируемым полностью или частично из областного и местных бюджетов" в Запорожской области;

·          "О порядке обязательного энергетического обследования (аудита) коммунальных предприятий и организаций бюджетной сферы Запорожской области на период до 2010 г."