Энергосбережение в ЖКХ - информационный бюллетень

Ежемесячный информационный бюллетень

Новый номер
Архив номеров
О бюллетене
Об издателе
Подписка
Купить бюллетень

Размещение рекламы

 

Замещение природного газа на  ночную электроэнергию в  бюджетной сфере городов Украины

 Василий Степаненко, Сергей Догадаев, Сергей Орлов 

Вступление 

Вслед за ростом цен на природный газ с 2006 года угрожающе быстро начали расти платежи за теплоснабжение организаций и учреждений бюджетной сферы в Украине. За 4 года рост стоимости 1 Гкал в бюджетной сфере составил около 350% - в среднем с 70 гривен в 2004 году до 240 гривен в 2008 году.

Если сделать среднесрочный прогноз роста тарифов до 2016 года, то ожидаемое повышение стоимости тепловой энергии составит ещё около 550% от базы 2008 года. Выравнивание цен на газ в Украине с Европой неизбежно ведёт нас и к европейским тарифам на тепловую энергию. Мы вышли из десятилетий “спокойных” цен на газ и тепло, началось кризисное для всего мира десятилетие бурного роста цен на нефть и газ, на тепло и электроэнергию.

На рисунке 1 приведен прогноз энергосервисной компании “Экологические Системы” по росту цен на природный газ и электроэнергию в Украине. Отдельно показан прогноз роста тарифа на ночную электроэнергию по тарифам, дифференцированным по зонам суток.

 Для понимания общей картины предлагаем посмотреть на платежи за энергообеспечение наиболее распространённого бюджетного учреждения – обычной средней школы – вчера, сегодня и завтра. Общемировой рост цен на нефть и природный газ вместе с быстрым выравниванием цен в Украине до уровня среднеевропейских приводят к взлёту платежей одной средней школы за своё энергоснабжение  - с 90 тысяч гривен  в 2004 году до 1 800 тысяч гривен в 2016 году. При этом, теплее в школе не станет, поскольку без капитальных ремонтов здания постоянно утрачивают способность удерживать тепло.

Динамика роста платежей за отопление одной средней школы приведена на рис.3.

Трудно представить себе неизбежное будущее наших школ и больниц, детских садиков и вузов при таком росте цен на тепловую энергию. Есть ли выход?

 Этот выход состоит в проведении термомодернизации бюджетных зданий и их переводе на автономные системы отопления с использованием новых технологий теплоснабжения. Причём, растущий с годами потенциал экономии бюджетных средств от перевода отопления зданий на ночную электроэнергию позволяет окупить следующий этап – утепление зданий и их полную термомодернизацию. 

Рисунок 1

 

Рисунок 2

Экономические преимущества при переходе в отоплении бюджетных

зданий на ночную электроэнергию

 Вначале в Западной Европе, а затем и в России в последние годы стали широко применяться автономные системы отопления зданий на базе теплоаккумуляторов. Этому переходу способствовала растущая разница стоимости 1 Гкал тепловой энергии, полученной от газовых котельных и 1 Гкал тепловой энергии, полученной от электрокотлов с теплоаккумуляторами на основе ночных тарифов на электроэнергию (тарифов на электроэнергию, дифференцированных по зонам суток для промышленных и приравненных к ним потребителей).

На рисунке 1 хорошо видно, что рост ночных тарифов будет значительно замедлен по отношению к росту цены природного газа и, соответственно, тарифов на тепло на его основе. Необходимость сбыта в энергосистему электроэнергии от неманёвренных атомных станций ещё многие десятилетия будет удерживать ночные тарифы на электроэнергию в Украине от роста, поощряя потребителей к потреблению электроэнергии в ночные часы.

На рисунке 2 показана разница в стоимости 1 Гкал тепла, полученного от использования газа и ночной электроэнергии. Хорошо видно, что эта разница растёт в пользу ночного отопления с каждым годом. Если в 2007 году разница в стоимости 1 Гкал составляла около 100 гривен, то в 2016 году эта разница составит уже более 800 гривен.

 

Рисунок 3 

Фактически, только переход на автономное отопление бюджетных зданий на основе теплоаккумуляторов позволяет снизить платежи за теплоснабжение в среднем в 3-4 раза на интервале десяти следующих лет. Легко рассчитать потенциал экономии бюджетных средств в этот период – он окупает предложенную модернизацию с лихвой. 

Автономные системы теплоснабжения бюджетных зданий на базе теплоаккумуляторов 

Применение систем электроотопления, работающих на принципе аккумуляции тепла, помогает энергетическим компаниям уменьшать стоимость производства и распределения электроэнергии. В то же время, благодаря теплоаккумуляторам, электроотопление из неэффективного и практически запрещенного вида отопления стало экономически выгодным, привлекательным для потребителя и более чем конкурентоспособным по сравнению с другими видами отопления.

В настоящее время выпускается множество конструкций теплоак-кумуляторов (ТА), основанных на разных принципах действия. Главным принципом остаётся использование ночной электроэнергии – нагрев и аккумуляция запаса тепловой мощности в ночное время с управляемой отдачей тепла в нагрузки в остальные часы суток. Ниже показан внешний вид ТА TTS 48 производства Германии с мощностью 4.8 КВт. Такие ТА применяются для обогрева отдельных комнат с площадью до 100 м.кв. в детских садах, школах и больницах. Для повышения эффективности, ТА снабжены погодными регуляторами, позволяющими снижать потребление электроэнергии в зависимости от температуры на улице. 

Для бюджетных зданий с большой площадью  более практичными будут автономные системы теплоснабжения на базе центральных теплонакопителей германского производства типа WB 65.75 мощностью 75 КВт, показанного ниже. Их конструкция позволяет интегрировать в общую систему теплоснабжения до 20 подобных ТА, сосредоточенных в одном помещении, разнесённых по зданию или группе  зданий с суммарной площадью до 30 000 м.кв.

Практически не требующие сервисного обслуживания, полностью управляемые через Интернет, простые в установке системы теплоснабжения на базе ТА позволяют осуществить быстрый и массовый переход бюджетных зданий с централизованного и дорогого теплоснабжения на дешёвое и автономное.

Консорциум из компании ЭРБИС, вместе с двумя германскими компаниями и  ЭСКО “Экологические Системы” предлагают учреждениям и организациям бюджетной сферы Украины  весь комплекс работ по переходу на автономное теплоснабжение – выполнение обследования бюджетных зданий и энергоаудитов, выдача рекомендаций по снижению потребления тепла и переходу на ТА, выполнение проектных работ, поставку и монтаж оборудования, его сервисное обслуживание в дальнейшем.  

Мы предлагаем это направление для всех городов  двух энергоёмких области Украины – Запорожской и Днепропетровской, которые быстро наращивают задолженность по природному газу перед газоснабжающей организацией. Создаваемый нами консорциум из немецких и украинских компаний способен за 2 года осуществить полный перевод всей бюджетной сферы обоих регионов  с природного газа на ночную электроэнергию.

 Проблемы перевода предприятий бюджетной сферы на автономное

теплоснабжение 

Решение задачи замещения природного газа в бюджетной сфере позволит обеспечить надёжное теплоснабжение бюджетной сферы в условиях резкого роста тарифов на традиционные энергоносители. Переход на автономное теплоснабжение позволит снизить финансовую нагрузку на бюджетную сферу  городов Украины в 3-4 раза с одновременным повышением теплового комфорта для потребителей, получивших возможность самим  регулировать температуру в своих зданиях. 

Но оторвать предприятия и организации бюджетной сферы от централизованного теплоснабжения будет непросто – проблемы такого перехода далеко не только технические. 

Нужно провести энергетический аудит учреждений бюджетной сферы и подготовить инвестпроект с ТЭО на переход на автономное теплоснабжение. Эта работа должна включать мероприятия по снижению теплопотребления наших холодных зданий, мероприятия по модернизации электрической сети и трансформаторных подстанций.  

Новой для школ и больниц станет проблема технического обслуживания и приёма на баланс нового оборудования. Одной из основных проблем является переход в оплате за отопление и горячее водоснабжение на тарифы за электроэнергию, дифференцированные по зонам суток, организация учёта, отчётности  и расчётов перед энергоснабжающей организацией.

Проблемой станет и одновременное комбинированное использование новой автономной и существующей системы централизованного теплоснабжения в качестве источника пиковой и резервной мощности для особо холодных дней. 

Немаловажным вопросом являются схемы финансирования проектов - прямого финансирования из бюджетов, использования кредитных ресурсов банков с последующим возвратом долга из фактической экономии, либо создание фондов энергоэффективности револьверного вида. 

Также проблемой является выбор – с чего начинать, с термомодернизации зданий или с модернизации его системы отопления, или делать обе работы вместе.

Сколько бюджетных зданий должно входить в инвестпроект модернизации – это одна из главных проблем. Рентабельность перевода одного здания на новую систему отопления будет минимум в 4 раза ниже, чем рентабельность проекта, включающего сотню зданий. Тому много причин:

·      Банки сегодня неохотно инвестируют проекты с кредитной массой менее 5 миллионов евро.

·      Софинансирование проекта со стороны углеродного инвестора возможно только после достижения годового снижения выбросов парниковых газов выше 30 000 кубометров. Без финансовой поддержки со стороны Киото проекты будут стоить на 30% дороже.

·      Оптовые скидки на стоимость оборудования, материалов и работ для 100 зданий будут на 10-20% ниже, чем для одного здания.

·      Подготовка одиночных проектов, включая энергоаудит, разработку ТЭО, выделение финансировании, выполнение проектных работ и др., будет стоить дороже в 3 раза, чем те же работы для 100 зданий. 

Указанные преимущества схемы пула проектов вместо одиночных проектов требуют качественно новых принципов организации работ – перехода к энергетическому планированию на многолетней основе. В настоящее время при годовом принципе планирования бюджетов энергосбережение является затратной статьёй и выделение средств осуществляется по остаточному принципу даже для самых рентабельных проектов.  

При переходе на многолетнее планирование энергосбережение превращается в одну из самых доходных статей бюджетов, позволяя качественно изменить приоритет и место энергосбережения среди доходных статей бюджетов.

На первых порах для решения возникающих проблем будет неизбежно необходима поддержка власти и регулирование новых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами. В каждом масштабном новом деле не бывает без проблем. Но цена перехода – снижение платежей бюджетных организаций за теплоснабжение в 2 и более раза с лихвой окупает все затраты на преодоление возникающих проблем.