Энергосбережение в ЖКХ - информационный бюллетень

Ежемесячный информационный бюллетень

Новый номер
Архив номеров
О бюллетене
Об издателе
Купить бюллетень

 

Модернизация зданий и систем городского теплоснабжения в Украине

 Василий Степаненко, ЭСКО ЭКОСИС

 Предисловие 

Моё детство прошло в маленьком домике из глины и соломы, который отец построил вернувшись с войны. Наши пяти- и девятиэтажные дома долгое время казались мне совершенством – в них было тепло даже в студёные зимы. Но после 1991 года всё начало потихоньку меняться, наши дома ветшали,  а  ЖЭКи из заботливых ранее хозяев стали непонятным и бездеятельным придатком к нашим, уже приватизированным жилищам. И с годами, несмотря на теплеющие зимы, наши дома начали становиться всё более и более холодными, независимо от попыток их жильцов утеплять свои квартиры изнутри.

Мощные и богатые централизованные тепловые хозяйства наших городов после обретения Украиной независимости, постепенно превращались в стареющие и нищающие разрозненные предприятия. Все попытки перевести предприятия тепловых сетей Украины на рыночную основу напоминали мне скрещивание ежа с гадюкой – теплее от этих нововведений  не становилось.

Оставаясь в собственности муниципалитетов, украинские тепловые хозяйства уже давно были брошены государством на самовыживание и все мы скоро увидим результат этого многолетнего эксперимента. Последнюю точку в истории централизованного теплоснабжения Украины поставит дорожающий природный газ. Мощная и самодостаточная когда-то, система теплоснабжения Украины вначале была плавно забыта государством, а затем и муниципалитеты не смогли удержать её на плаву, обеспечивать не только развитие, но и банальное выживание.

Популизм политиков в течение многих лет удерживал тарифы на уровне прозябания тепловых хозяйств Украины. Руководителей тепловых хозяйств центральная и местные власти превращали в мальчиков для битья, показывая пальцами на них, как на виноватых во всех бедах – и в росте тарифов, и в холоде в квартирах, и в текущих сетях, и в потерях тепла на старых котельных.

Потерявшие науку и развитую инфраструктуру из отраслевых и проектных институтов, пуско-наладочных управлений и заводов-изготовителей оборудования, тепловые хозяйства Украины быстро нищали, но  долго удерживали на плаву наши системы теплоснабжения – держались, как могли.

ЖЭКи  тоже все эти годы поддерживали способность зданий удерживать тепло по такому же принципу, как могли – без выделения денег на капремонты прошло более 20 лет. Распад системы теплоснабжения Украины шёл с двух сторон – стареющие здания теряли способность удерживать тепло, а предприятия тепловых сетей теряли рентабельтность и способность подавать это тепло к нашим зданиям в нужном количестве по цене, доступной нашим кошелькам.

Результат подобной целенаправленной политики нашего государства не замедлил сказаться.  Гигантский запас прочности украинских систем теплоснабжения, заложенный в прошлые годы, постепенно иссяк – мы находимся накануне плавного и катастрофического разрушения городских тепловых хозяйств Украины, а Алчевск был только предвестником этого, уже неизбежного процесса для всей страны.

Очень может быть, что резкое подорожание газа в 2006 - 2009 году послужит катализатором больших перемен в системе украинского теплоснабжения.

 

Распад систем городского горячего водоснабжения 

Первыми в системах городского теплоснабжения начали рушиться системы горячего водоснабжения. Сначала в небольших городах и посёлках, затем в городах побольше, а теперь уже и в крупных городах после кратковременных и длительных отключений газа, сети ГВС завоздушивались и банально самоликвидировались, ржавея. Утечки горячей воды росли в геометрической прогрессии и отключения потребителей от ГВС в городах Украины стали носить массовый характер.

Неплатежи населения за тепло – неплатежи теплосетей за газ – отключения газа – отключения горячей воды – разрушение сетей ГВС – такая началась цепная реакция самораспада в системе теплоснабжения Украины.

Несмотря на все попытки власти в центре и на местах найти лекарство от распространения этой опухоли, лучше не стало. Уровень неплатежей населения после резкого снижения в начале этого десятилетия опять начал угрожающе расти, а признать необходимость систематических  централизованных дотаций населению и городским бюджетам Минфин уже не хочет.

Раковая опухоль разрушения сетей горячего водоснабжения уже накрыла почти всю Украину – многие города теперь навсегда лишены централизованного горячего водоснабжения. Игорь Лайтерман, мой коллега из городского концерна тепловых сетей сказал, что недавно, из-за частых отключений газа, саморазрушилась сеть ГВС в большей части Днепропетровска. На её восстановление теперь понадобятся сотни миллионов долларов, которых сегодня негде взять. Нужно разрывать десятки километров асфальта и менять сотни километров труб.

Увидев ненадёжность горячего водоснабжения, жители городов Украины начали спасаться сами, установка водоподогревателей в квартирах приняла массовый характер и сейчас уже начинается массовая установка квартирных котлов и для ГВС, и для отопления.

К сожалению, факты и статистика этого распада систем ГВС в городах Украины неизвестны широким кругам населения нашей страны.  Отсутствует подобная информация и в МинЖКХ Украины.

Разрушаемое постоянными сменами министров и многолетним безразличием Минфина, министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины давно превратилось в диспетчерский пункт для жонглирующих политиков от власти. Но, похоже, время для популизма уже миновало – после Алчевска в воздухе для мэров и министров запахло жареным, пришло время для трудных решений, пришло время собирать камни.

 

Полураспад городских систем отопления 

Сначала дорожающие тарифы, затем плохое качество, а теперь и низкая надёжность централизованного теплоснабжения активно стимулируют  инициативы потребителей по переходу на автономные схемы теплоснабжения. Этот процесс начался давно, большинство вновь строящихся зданий сегодня имеют автономные котельные или котлы в квартирах. Это как бы произошла постепенная реализация императива общего недоверия к предприятиям тепловых сетей и системам централизованного теплоснабжения.  Люди побогаче, переезжая в новые дома, желают жить независимо от перебоев с теплом и газом, а проектанты и строители послушно реализуют их желания.

Те граждане, кто победнее, остаются жить в старых домах и не могут уйти от централизованного теплоснабжения. Вот такая формула полураспада городских систем отопления началась реализовываться  всё сильнее и сильнее в нашей стране.

Вместо увеличения сбыта своей продукции, тепловые сети сегодня массово теряют потребителей. Разрушение их рентабельности стало осуществляться на плановой основе.

Разрушение системы городского централизованного отопления идёт постепенно и постоянно – предприятия тепловых сетей теряют потребителей и никакое повышение тарифов не будет способно компенсировать снижение нагрузок. В одно и то же время начали своё действие два неумолимых процесса – массовый переход потребителей на автономные схемы теплоснабжения и обветшание тепловых хозяйств.

И стремительный технический прогресс только подчёркивает отсталость наших предприятий тепловых сетей с их изношенными старыми котельными и сетями перед современными автономными котельными и миниТЭЦ, тепловыми насосами, теплоаккумуляторами и прочая, и прочая.

Наша страна очень быстро, с ускоряющимся темпом, начала терять богатство и преимущества систем централизованного теплоснабжения, создаваемых десятилетиями. Предприятия тепловых хозяйств  создавались в государстве с централизованной экономикой и оказались совершенно экономически и хозяйственно несостоятельны  в государстве с экономикой рыночной. Сегодня мы находимся накануне их гибели – монотопливная схема теплоснабжения Украины, основанная на природном газе, газовых котельных и заброшенных властью предприятиях тепловых сетей, не выдерживает быстрого роста цен на газ и стремительно разрушается.

Я не знаю, сколько десятков миллиардов долларов и десятков лет понадобилось на создание централизованной системы теплоснабжения Украины – разрушается она гораздо быстрее и почти бесплатно. Но цена этого распада есть и жителям украинских многоэтажек скоро придётся сполна оплатить многолетнюю бездеятельность и некомпетентность украинской  власти. Одна очень холодная зима при цене газа более 500 долларов за 1000 кубометров – и всё, конец. Модель Алчевска грозно нависает  над всеми городами  Украины.

Без радикальной реформы украинская система теплоснабжения нежизнеспособна и этот вывод сегодня всё больше и больше начинает овладевать умами руководителей тепловых хозяйств, муниципалитетов, политиков и депутатов всех уровней. Реформа системы теплоснабжения Украины стала неизбежной и создание группы Гайдука в этом году ознаменовало начало подготовки национальной стратегии по модернизации этой системы.

 

Немного анализа и немного прогнозов 

То, что украинской системе теплоснабжения нужна глобальная модернизация, уже ясно большинству игроков на этом поле. Неясной остаётся модель и глубина этой модернизации. Уж больно велик соблазн ограничиться заменой котлов и перестановкой кроватей. Так легко поставить новые котлы вместо старых и уволить несколько проштрафившихся руководителей. Почти никто не осмеливается замахнуться на глубокую модернизацию системы, просуществовавшей больше половины столетия, включая смену её хозяйственной модели.

Отсутствие финансовых ресурсов на радикальную модернизацию, жесточайший кадровый дефицит, проблемы с законодательной и нормативной базой, отсутствие надёжных прогнозов на рост цены топлива и объёмов его надёжных поставок в следующие десятилетия – вот что мешает принять правильные и обоснованные решения по судьбе украинской системы теплоснабжения.

Если бы будущее открылось нам на несколько десятилетий вперёд, то мы бы сразу приняли единственно  правильные решения. Но это безжалостное время лишило нас руководителей страны, мыслящих категориями пятилеток, разрушило единство инженеров, способных реализовать новые планы ГОЭЛРО. Наверное, именно эта проблема станет основной для нашей страны в надвигающиеся десятилетия.

На рисунке 1 приведен  прогноз цен на природный газ и электроэнергию до 2016 года энергосервисной компании “Экологические Системы”. На рисунке 2 приведен наш прогноз роста тарифов на тепловую энергию в Украине, соответствующий прогнозу цен на газ. И на рисунке 3 приведен прогноз роста неплатежей населения и бюджетов за тепловую энергию при прогнозируемом росте тарифов на тепло.

 

Рисунок 1 

Рисунок 2 

Если в 2008 году платежи за импорт природного газа в Украину составляли около 10 миллиардов долларов, то в 2012 году они составят уже более 25 миллиардов, в 2016 году – более 40 миллиардов долларов. Соответствующий рост неплатежей тепловых хозяйств за газ приводит нас от дефицита в платёжных балансах 0.5 – 0.6 миллиарда долларов в 2008 году к 5-7 миллиардам долларов в 2016 году.  Ясно, что такая экономика нежизнеспособна и, скорее всего, рухнет значительно раньше. 

Рисунок 3 

Очень показательным является анализ роста платежей за теплоснабжение в бюджетной сфере. На рисунке 4 показана таблица прогноза  роста годовых платежей за теплоснабжение обычной средней школы №49 в Запорожье. Они выросли с 55 тысяч гривен в 2004 году до 320 тысячи гривен в 2008 году. И будут неумолимо расти до 1 миллиона 870 тысяч гривен в 2016 году – такая будущая средняя цена годового энергоснабжения одной средней школы.

 

 

Будут расти, если ничего не делать и терпеливо оплачивать из городского бюджета растущие платежи за энергопотребление вслед за растущими ценами на газ и электроэнергию. Но возможности городских бюджетов не беспредельны и уже с 2011 года школы придётся закрывать на зиму. И не только школы, но и детские сады, больницы, музеи, казармы и тюрьмы. Этот гротеск из расчётных моделей легко может стать реальностью наших дней.

На рисунке 5 а и 5 б показаны графики роста платежей за энергоснабжение этой же школы при двух возможных моделях её энергетической модернизации – снижения энергопотребления на 25  и 65% соответственно. Отчётливо видно, что только при глубокой термомодернизации школы со снижением потребления энергии на 65% рост цен на газ будет нам не страшен. По крайней мере, на все следующие десятилетия.

Из расчётов видно, что значительная стоимость термомодернизации  школы равная 1.25 миллиона долларов окупается за 6 лет из фактической экономии в снижающихся платежах за её энергоснабжение.

Эта школа – модель для всей Украины. В эпоху дорожающего топлива прежде всего нужно утеплить наши холодные дома – это первый шаг в  модернизации системы теплоснабжения Украины. Тогда не нужно будет строить избыточных мощностей по производству тепловой энергии. Нам нужна глубокая термомодернизация зданий и систем теплоснабжения наших городов с одновременным замещением газа местными источниками топлива и энергии.

 

Рисунок 5а

Рисунок 5б 

Время, необходимое  для нормального принятия и исполнения решения по глобальной модернизации зданий и систем теплоснабжения Украины, быстро истекает. Чтобы нам не пришлось действовать в авральной обстановке, как в Алчевске, бросая все силы страны на латание катастрофических последствий мгновенного разрушения системы теплоснабжения Украины, нужно принять верные и расчётливые решения.

 

Стратегия модернизации зданий и системы теплоснабжения Украины 

Модернизация сотен тепловых хозяйств нашей страны, термомодернизация десятков тысяч многоэтажных зданий с выводом природного газа в резервный и пиковый источник топлива – это большая задача. Просто так уйти от природного газа не получится и нужна долгосрочная стратегия по переводу всей системы теплоснабжения Украины на новые рельсы жизни в 21 веке – веке исчезающей нефти и газа.

Основными ориентирами для стратегии глубокой модернизации системы теплоснабжения Украины являются две глобальные цели: 

·      Используя новые энергосберегающие технологии термомодернизации зданий, снизить потребность в тепле в 3 раза. Нет нужды доказывать, что многие города в мире уже прошли этот путь.

·      Используя новые безгазовые энергетические технологии производства тепла, снизить его стоимость в 3 раза с одновременным замещением природного газа местными источниками топлива и энергии на 80% от существующих объёмов потребления.  

Подобная программа была реализована Швецией в 90-х годах и опыт этой страны может быть полностью использован в Украине.

В основе предлагаемой стратегии лежит вывод о том, что финансирование глубокой модернизации зданий и системы теплоснабжения Украины осуществимо за счёт потенциала возникающей экономии со средним периодом окупаемости 6-7 лет. Проще говоря, растущий с годами поток многих миллиардов долларов в оплате за импортный природный газ нужно развернуть в обратную сторону - на глубокую модернизацию наших домов и систем теплоснабжения.

Нам необходимо подготовить две крупнейшие национальные программы и заменить законодательную и нормативную базу ЖКХ периода централизованной экономики на законодательную и нормативную базу ЖКХ периода экономики рыночной.

Новая стратегия модернизации зданий и систем теплоснабжения потребует предельной мобилизации ресурсов государства, особенно в первые годы – когда придётся одновременно оплачивать быстро растущие платежи за природный газ и быстро растущие платежи по займам на модернизацию.

Но главной целью этой стратегии должна стать независимость страны от импорта природного газа и независимость бюджетов её граждан от растущих тарифов на тепло.

 

Законодательная и нормативная база модернизации зданий и систем теплоснабжения 

Стратегия модернизации зданий и системы теплоснабжения Украины должна быть реализована в виде системного блока Законов Украины прямого действия и изменений  действующего законодательства, в том числе двух основных Законов:

·      Закон  Украины  “О термомодернизации зданий”.

·      Закон Украины “О стимулировании замещения природного газа местными источниками топлива и энергии в системах теплоснабжения городов и зданий”.

Учитывая, что дееспособность и результативность новых законодательных актов во многом определяется наличием их нормативного обеспечения и пособий по внедрению основных положений этих Законов, необходим план своевременной разработки и внедрения соответствующих документов.

Эта нормативная база должна разрабатываться на плановой и целевой основе, одновременно с разработкой базовых Законов. Нам нужно нарушить нехорошее  правило, когда принятые законы оставались мертвы долгие годы, пока для них создавалась необходимая нормативная  база. 

 

Термомодернизация зданий 

Два одновременно идущих процесса – резкое подорожание тепловой энергии и  бурный прогресс технологий утепления зданий и энергоэффективной модернизации их инженерных систем создают новое качество для начала термомодернизации зданий, построенных в прошлом столетии.

В начале 21 века в Украине  впервые создались предпосылки для экономически обоснованной массовой модернизации городских многоэтажных зданий с полным обновлением внешнего вида, заменой оконных и дверных проёмов, снижением теплопотерь в среднем на 65% от существующих сегодня уровней. Одновременно с термомодернизацией зданий может быть решена задача диверсификации источников тепловой энергии и частичный переход на локальные источники тепловой энергии с использованием ночной электроэнергии, тепловых насосов и других современных технологий 21 века по производству тепловой энергии.

Рост стоимости тепловой энергии на 550% ожидается в период 2009 -2016 гг. Основной проблемой в этот период станет резкое увеличение неплатежей населения и бюджетной сферы (до 80%). Ожидается банкротство предприятий тепловых сетей региона и значительные ограничения поставок природного газа и отпуска тепла потребителям. Наиболее эффективным проектом является глубокая термомодернизация зданий со снижением потребления тепла на 65% от существующих средних уровней (с 200-220 КВт.м.кв.год до 60-70 КВт.м.кв.год).

На фотографии показано здание польской школы после средней термомодернизации и снижения теплопотребления до 90 КВт.час.м.кв.год.

Большинство моих украинских  коллег выражают сомнения в реальности достижения снижения теплопотребления зданий на 65% после выполнения  термомодернизации. Сегодня в Украине в массовом строительстве новых домов проектные решения по теплоизоляции снижают общие теплопотери здания  в лучшем случае на 10-15 %.

На рисунке ниже показаны уровни энергопотребления ((kWh/m2 жилой площади) 150 многоэтажных жилых зданий в Дрездене, кстати, точно таких же, как и в Украине. Отчётливо видно снижение теплопотребления модернизированных зданий с 200 kWh/m2   до 60 kWh/m2

Снижение потребности в тепле в 3 раза и соответствующее повышение теплоаккумулирующей способности зданий позволяют применить современные технологии теплоснабжения с использованием вместо природного газа местных источников топлива и энергии. Эти два  направления позволят снизить платежи за теплоснабжение в 9-12 раз по сравнению с существующими тарифами и практически полностью вытеснить природный газ из тепловых балансов городов Украины, оставив ему роль резервного топлива и топлива для приготовления пищи.

 

 Термомодернизация старых зданий  высокоэтажной застройки в городах Украины потребует создания соответствующей инфраструктуры, правового и нормативного обеспечения, системы бюджетной поддержки муниципальных проектов.

Следует заметить, что снижение потребности в тепловой энергии в 3 раза превращает городские тепловые хозяйства в глубоко убыточные предприятия, что потребует их полной реструктуризации. При реализации программ модернизации городских тепловых хозяйств неизбежно возникает ряд новых проблем, что потребует их комплексного решения.

На реализацию программ термомодернизации потребуется от 5 до 9 лет и свыше 50 миллиардов долларов при средней стоимости термомодернизации 1 м.кв. в 150 долларов. Финансирование проектов может осуществляться по различным схемам, в том числе с привлечением бюджетной поддержки и средств инвесторов. Расчёты по займам за термомодернизацию зданий могут осуществляться частично государством (путём погашения процентов по займам), частично муниципальными бюджетами и жильцами в течение 10 – 15 лет с включением инновационных затрат в структуру тарифов на тепловую энергию. Подобным образом осуществлены проекты термомодернизации сотен тысяч зданий в Центральной и Восточной Европе, том числе в странах бывшего СССР.

На настоящий момент центральной проблемой перехода является проблема подготовки проектов термомодернизации зданий к инвестированию. Различная форма собственности, особенности конструкций зданий, построенных в разные периоды времени, размытость предмета экономии и гарантий возврата инвестиций делают быстрый старт подобных программ невозможным.

В 2009 году необходимо провести в каждом городе Украины инвестиционный энергетический аудит с целью инвентаризации фонда зданий и формирования пула проектов с учётом форм собственности, их состояния и наличия гарантий возврата инвестиций. Конечной целью инвестаудитов должна быть разработка финансовых схем проектов,  инвестиционных планов и ТЭО для потенциальных инвесторов и муниципального менеджмента.

 

Замещение природного газа  местным топливом и энергией 

Национальный проект перевода городских систем теплоснабжения Украины с монотопливной схемы на мультитопливную с их одновременной глубокой модернизацией нуждается в выборе городов и стран – прототипов, уже реализовавших подобные проекты.

На рисунке 6 показан пример такого прототипного проекта мультитопливной схемы теплоснабжения на примере годового баланса системы централизованного  отопления Гётеборга.

 

Рисунок 6

 

На рисунке 7 приведен пример страны – прототипа для Украины, Швеции. За 10 лет архитекторы  проекта модернизации системы теплоснабжения этой страны  практически реализовали замещение нефтепродуктов местными видами топлива и энергии.

Современные технологии 21 века предлагают городам Украины большой выбор для перехода от прямого сжигания природного газа к использованию преимуществ мультитопливной схемы  местного базирования.

Прежде всего, это технологии использования в качестве топлива городского мусора для производства горячей воды. На примере Гётеборга видно, что это вечное топливо позволяет отказаться от природного газа в ГВС более, чем на 50%.

Рисунок 7

 Большие возможности для производства тепловой энергии представляют технологии утилизации городского и промышленного сбросного тепла. Для ряда промышленных центров, таких как Запорожье, Днепродзержинск, Кривой Рог, Мариуполь и др., утилизация городского и промышленного сбросного тепла позволит вытеснить природный газ из тепловых балансов городов практически полностью.

Использование теплоаккумулирующих технологий на основе ночных тарифов на электроэнергию позволит полностью заместить природный газ в бюджетной сфере Украины, навсегда вытеснив природный газ и сделав городские бюджеты нечувствительными к подорожанию природного газа.

Для многих зданий и жилмассивов после проведения термомодернизации будет достаточно тепла при использовании технологий утилизации тепла стоков, систем вентиляции и геотермального тепла. Только в сильные морозы для систем отопления таких зданий понадобятся пиковые мощности, где вполне разумно применение природного газа, как резервного топлива.

Также, большим потенциалом обладают технологии  производства тепловой энергии с использованием гранулированного биотоплива от отходов сельского хозяйства, которыми так богата Украина. Только в Запорожской области гниёт и сжигается на полях более 2 миллионов тонн биомассы  в год.  

Подводя итог направлениям возможного замещения природного газа в системах городского теплоснабжения, можно рекомендовать проекты с использованием следующих технологий:

·            Электрокотлы с теплоаккумуляторами на основе ночных тарифов. Эта технология позволяет снизить платежи за 1 МВт тепловой энергии в 4-5 раз по сравнению с тарифами на тепло от газовых котельных.

·            Тепловые насосы с утилизацией грунтового тепла и тепла воздуха. Эта технология позволяет снизить платежи за 1 МВт тепловой энергии в 3-5 раз по сравнению с тарифами на тепло от газовых котельных.

·            Автоматические миникотельные с котлами на твёрдом гранулированном топливе – топливных пелеттах. Эта технология позволяет снизить платежи за 1 МВт тепловой энергии в 5 раз по сравнению с тарифами на тепло от газовых котельных. Применение этой технологии делает вполне разумным создание на базе старых тепловых хозяйств новых энергетических компаний, которые имеют разветвлённую инфраструктуру сбора отходов и переработки их в топливо.

·            Вакуумные гелиоколлекторы в комплекте с электротеплоаккумуляторами. Эта технология позволяет снизить платежи за 1 МВт тепловой энергии в 4 раза по сравнению с тарифами на тепло от газовых котельных.

·            Когенерационные  миниТЭЦ на газообразном и жидком топливе. Эта технология позволяет снизить платежи за 1 МВт тепловой энергии в 2 раза по сравнению с тарифами на тепло от газовых котельных.

И, как следствие, новые городские тепловые хозяйства Украины, использующие технологии 21 века для производства тепла, тоже обретут новое лицо - лицо современных энергетических компаний с привлечением стороннего капитала  - экономически рентабельное лицо, экологически чистое, с малой долей ручного труда, с обновлёнными основными фондами и минимальными потерями энергоресурсов.

И, конечно же, главным, кто выиграет от такой модернизации, будет потребитель. Несмотря на бурный рост цен на исчезающее углеродное топливо, тарифы на тепло в Украине сильно замедлят свой стремительный рост. А природный газ останется с нами для приготовления пищи и как резервное топливо для очень морозных дней.

Хочется верить, что нам хватит воли и ума для модернизации наших зданий и систем теплоснабжения, а эти проекты получат статус национальных по примеру Российской Федерации. Пока что, Украина со своей системой теплоснабжения и старыми зданиями остаётся глубоко в 20 веке – переход в 21 век потребует предельной концентрации ресурсов и интеллекта, смены психологии и правил, устоявшихся многими десятилетиями. И трудно представить, что мы сможем выполнить такой переход сами, находясь в полураспаде власти и в самоизоляции, без поддержки и опыта ближних и дальних соседей. 

И в заключение, хочу высказать немного парадоксальную мысль – общей бедой нашего энергосбережения является отсутствие опыта и знаний у руководителей нашей страны по переходу из мира централизованной экономики и дешёвых энергоресурсов в мир рыночной экономики с его постоянным ростом тарифов на энергоносители. Их учили совсем другому, они живут с постоянной оглядкой на прошлое,  они никак не могут осознать, что энергосбережение – это очень непросто, что необходимо предельное напряжение ума, сил и ресурсов.  У них нет элементарных знаний для планирования нового мира и понимания, что им нужно учиться.

За эту психологию с короткой базой мышления, за отсутствие знаний у наших руководителей мы платим нищетой и отсталостью уже второе десятилетие, и будем платить ещё долго.