Энергосбережение в ЖКХ - информационный бюллетень

Ежемесячный информационный бюллетень

Новый номер
Архив номеров
О бюллетене
Об издателе
Подписка
Купить бюллетень

Размещение рекламы

 

Основные проблемы, препятствующие нормализации теплоснабжения в муниципальных образованиях РФ

В.Г. Семенов,

главный редактор научно-технического

журнала "Новости теплоснабжения"

Необходимо разработать нормативы энергоэффективности и ввести экономическую систему стимулирования. Плата за применение не энергоэффективного оборудования должна ежегодно повышаться и стимулировать действия по его модернизации или замене. Должна быть введена значительная разовая плата за установку нового неэнергоэффективного оборудования, чтоб ликвидировать возможности застройщика снижать стоимость строительства, пренебрегая энергоэффективностью.

Необходимо применять методы кредитования (через центры энергосбережения) разницы в стоимости энергоэффективного и обычного оборудования с возвратом кредита из будущей экономии.

Для обновления крайне изношенных основных фондов теплоэнергетики и структурной реконструкции систем теплоснабжения после принятия в муниципальную собственность ведомственных котельных, необходимы значительные инвестиции. Теплоснабжающие предприятия не имеют для этого собственных средств, т. к. амортизация компенсировалась неплатежами и инфляцией, а инвестиционная составляющая в тарифах практически отсутствует. У муниципалитетов не хватает средств даже на выплату дотаций и компенсацию льгот. Бюджетных инвестиций из региональных бюджетов не хватает даже на восстановление теплоснабжения в "размороженных" поселках и городах.

Без частных инвестиций надежное, качественное и экономичное теплоснабжение во многих регионах обеспечить невозможно.

Необходимо обеспечить экономическую привлекательность инвестиций в теплоэнергетику:

  • гарантировать увеличение в тарифах амортизационной и инвестиционной составляющей, перейти к принципам доходности капитала вместо доходности продаж и увеличения прибыли при снижении издержек;

  • обеспечить приемлемый уровень риска путем предоставления гарантий по подключению оговоренной нагрузки на весь период окупаемости проекта.

Надо отказаться от принципа, изложенного во многих программах, что инвестиции должны направляться в первую очередь на выполнение быстро окупаемых проектов. Этот принцип подходит для кредитования технических задач повышения энергоэффективности существующего оборудования, без смены собственника. При серьезных инвестициях создается новый капитал - ликвидная собственность, приносящая стабильную долговременную прибыль. Только такие инвестиции позволяют в корне улучшать ситуацию с теплоснабжением.

Привлечение инвесторов в теплоэнергетику возможно не только созданием условий для крупных финансовых организаций. В роли инвесторов могут выступить промышленные предприятия, имеющие собственные теплоисточники или значительные тепловые сбросы, путем вложения средств в реконструкцию и подключение муниципальной нагрузки. Возможно также для осуществления конкретных проектов создание открытых акционерных обществ с распространением акций среди потребителей тепла, в том числе жителей.

Необходима разработка положения о частных инвестициях в муниципальную энергетику. Долж-на появиться практика установки частного энергосберегающего оборудования на муниципальных источниках тепла, тепловых пунктах и в зданиях с сохранением права собственности на это оборудование и возможностью взимания платы за его использование из получаемой экономии.

Отсутствие рыночных механизмов управления теплоснабжением, постоянное недофинансирование, частая структурная реорганизация ЖКХ привели к тому, что многие администрации фактически стали выполнять несвойственные им функции теплоснабжающих предприятий: закупать и распределять топливо, определять объемы ремонта, подрядчиков и т.д.

Согласно договора с администрацией муниципального образования, в условиях невыплаты дотаций и неплатежей по объектам бюджетной сферы, руководитель предприятия ЖКХ обязан обеспечить только поставку оплаченного количества тепла, в то же время согласно личного контракта с главой администрации, он же обязан при любых условиях обеспечить качественное теплоснабжение. Руководитель, согласившийся на такой контракт, вынужден выполнять любые самые неквалифицированные распоряжения администрации, принимая на себя полную ответственность за их результаты.

Предприятия ЖКХ одновременно являются и поставщиками и потребителями тепла, т.е. нарушается главный рыночный принцип - наличие продавца и покупателя.

Отсутствие экономических стимулов к бережливости, отмена контроля вышестоящих организаций и низкая заработная плата, вместе с появившимися в рыночных условиях огромными возможностями для злоупотреблений, способствовали массовым хищениям и припискам. Особенно негативно это сказалось на состоянии тепловых сетей, т. к. объемы перекладок легко контролируются, пострадало качество. Именно тепловые сети, реальный срок службы которых оказался значительно ниже 25 лет, определяют сегодня надежность теплоснабжения.

Необходимо вновь выделить системы теплоснабжения из предприятий ЖКХ, оставив только организацию работы по наведению порядка в системах теплопотребления.

Экономически не оправдана привязка размеров теплоснабжающего предприятия к границам муниципального образования и даже административного района. Создание межмуниципальных теплоснабжающих предприятий позволит значительно снизить издержки за счет уменьшения количества аварийных служб, ремонтных баз, лабораторий, служб энергетика, КИПиА, экономических и абонентских служб. Сокращение и полная загрузка персонала позволит увеличить размер заработной платы и привлечь квалифицированных специалистов. Оптимальная величина предприятия должна определяться экономическим расчетом.

В теплоснабжении должна быть создана система фирменного периодического обслуживания. В объем фирменного обслуживания должны входить работы, требующие высокой квалификации персонала и (или) дорогостоящего оборудования.

Абсурдна конкуренция между теплоисточниками. Потребителю и так приходится оплачивать содержание тепловырабатывающего оборудования, простаивающего большую часть года из-за сезонной неравномерности потребления. В то же время оптимизация структуры теплоисточников, консервация излишних мощностей позволяет значительно снизить общие затраты. Оптимизация не может быть выгодна всем владельцам теплоисточников, т.е. может осуществляться только административно.

На всех уровнях регионального управления должны быть созданы службы главных теплоэнергетиков, осуществляющих работу по координации действий всех организаций, работающих в единой технической системе теплоснабжения и теплопотребления.

К функции главных теплоэнергетиков области и крупных городов должна быть отнесена разработка оптимальных схем теплоснабжения с разделами:

  • перераспределение тепловых нагрузок для максимально возможной загрузки наиболее экономичных теплоисточников;

  • перевод в резерв, консервация или ликвидация наиболее неэффективных источников;

  • перевод части котельных на работу в пиковом режиме, разработка схемы их совместной работы с базовыми источниками;

  • совершенствование схем тепловых сетей для обеспечения возможности полной загрузки эффективных теплоисточников, а также разумного сочетания надежности и минимальных тепловых потерь;

  • определение районов и отдельных зданий, теплоснабжение которых целесообразно осуществлять от децентрализованных источников;

  • мероприятия по росту энергоэффективности;

  • использование резервов уменьшения теплопотребления, включая контроль в квартирах;

  • оптимальный температурный график для каждого теплоисточника, необходимость изменения схемы теплоснабжения (с открытой в закрытую, с зависимой в независимую) и метода регулирования (качественное, количественное, ступенчатое);

  • резервы тепловой мощности по районам города;

  • определение работ для нетарифного финансирования из бюджетов и возможных инвестиционных проектов.

Должна разрабатываться электронная модель систем теплоснабжения городов, что позволит легко рассчитывать и сравнивать различные варианты оптимизации, а также позволит делать не жесткие схемы теплоснабжения, выполнение которых было возможно только в условиях планового хозяйства, а гибкую модель, позволяющую подобрать оптимальный вариант для каждого застройщика и инвестора. Ежемесячное обновление схемы позволит сделать ее не устаревающей.

Несовершенство системы управления, некомпетентность руководства администраций, фактическое банкротство большинства теплоснабжающих предприятий привели к тому, что за этими предприятиями в основном осуществляется финансовый контроль. Но контроль средней заработной платы привел к росту численности и снижению квалификации; экономия на эксплуатационных расходах - к ликвидации важных технических подразделений, снижению уровня эксплуатации и ремонта; удешевление замены трубопроводов тепловых сетей предопределило необходимость их частой замены и огромные теплопотери.

Технико-экономический контроль со стороны предполагаемых к созданию служб главных теплоэнергетиков должен быть дополнен жестким государственным техническим надзором, для чего необходимо значительно расширить функции Главгосэнергонадзора в части требований по:

  • технической грамотности персонала;

  • структурной полноте предприятий теплоснабжения и качеству их работы;

  • минимизации потерь энергии, как за счет организационных мероприятий, так и за счет модернизации и замены оборудования;

  • резервированию теплоисточников по топливу, электроэнергии и воде;

  • готовности аварийных служб и т.д.

Учитывая огромную социальную значимость надежности теплоснабжения, должна быть введена государственная приемка вновь монтируемых и заменяемых котлов и тепловых сетей.

Реформа системы теплоснабжения должна была начаться 10 лет назад, и сейчас необходимы жесткие, энергичные меры для восстановления ее работоспособности и снижения излишних затрат. Времени на эксперименты уже не осталось, поэтому проблемы должны рассматриваться очень тщательно и в комплексе.

Есть проблема квалификации кадров, но эта проблема не только низкой зарплаты, но и отсутствия системы подготовки кадров, низкой требовательности к персоналу, отсутствия мониторинга кадров и возможностей карьерного роста.

Проблема финансирования - не только проблема недостатка средств в муниципальных образованиях, но и проблема гигантских потерь тепла и финансовых ресурсов, многие из которых достаточно легко можно ликвидировать грамотным надзором и экономическим стимулированием; проблема технически безграмотного и экономически не продуманного использования имеющихся средств и т.д.

Проблема износа основных фондов, в первую очередь котлов и тепловых сетей, это не только результат нерешенной проблемы финансирования, но и результат малого срока службы оборудования из-за низкого качества проектирования, строительства, приемки и эксплуатации, как следствие отсутствия элементарной правильной структуры управления.

Некомплексный подход может обречь на неудачу все попытки реформы в столь сложной отрасли как теплоэнергетика.

Источник: http://www.mtu-net.ru/