Энергосбережение в ЖКХ - информационный бюллетень

Ежемесячный информационный бюллетень

Новый номер
Архив номеров
О бюллетене
Об издателе
Подписка
Купить бюллетень

Размещение рекламы

 

Опыт США по энергосбережению в зданиях

Известно, что США достигли больших успехов в области энергосбережения: в целом за последние 10-15 лет за счет энергосберегающих мероприятий энергопотребление было снижено на 1/4. Такой эффект был получен в результате проведения многочисленных исследований, определивших направления энергосбережения, своевременного принятия соответствующих законодательных актов, а также внедрения на их основе новых строительных технологий.

За прошедшие два десятилетия в США было принято 42 федеральных закона, регулирующих деятельность в энергетическом секторе; среди них закон “О национальной энергетической политике” (1992 г.), содержащий 308 статей. Раздел "Здания" этого закона является в нем одним из важнейших. В этом разделе:

  • Предъявляются требования к каждому штату пересмотреть стандарты по энергоэффективности для зданий, с тем, чтобы привести их в соответствие с требованиями закона. При этом сохраняется право принятия более жестких требований на уровне штата, чем в федеральном законе.

  • Предписывается федеральному правительству разработать и предоставить правительствам штатов и местным органам управления методику энергетической сертификации зданий и требование использования этих сертификатов в актах купли-продажи зданий.

  • Рекомендуется создание центров энергетически эффективного освещения в зданиях. При этом федеральное правительство берет на себя 50% затрат на создание таких центров и 25% - на их текущее содержание (с 1994 по 1996 г. на эти цели выделялось 10 млн. долларов ежегодно).

  • Выдвинута программа ипотечного кредитования энергетически эффективного жилья с соответствующими стимулами.

В соответствии с законом “О национальной энергетической политике” в 32 штатах были приняты так называемые "энергетические нормы" - строительные нормы по энергетическим характеристикам зданий. В основу норм положен так называемый “потребительский” подход, отражающий в первую очередь интересы потребителя, т.е. требование обеспечить жителям необходимую подачу энергии и комфортный микроклимат. С целью контроля все здания должны быть сертифицированы. Выборочные проверки выполняют федеральные агентства.

Опыт США по введению энергетического нормирования в строительстве показывает, что такое нормирование нередко встречает сопротивление со стороны строителей. Однако успех убеждает сомневающихся, что этот путь - правильный.

В 1998 г. в США было построено свыше 1,6 млн. новых домов. Эти дома сэкономили около 2 ТВ т.ч или 81 млн. долларов, снизили на 226 тыс. тонн выбросы диоксида углерода в атмосферу, сократили потребность в новых генерирующих мощностях, снизили вероятность энергетических кризисов, улучшили качество воздуха в помещениях и комфортность проживания.

Для стимулирования внедрения энергетических норм существуют так называемые проекты поддержки норм. Группы, работающие по этим проектам, проводят исследования, готовят необходимую информацию, отвечают на широкий круг запросов, поддерживают базы данных и информацию через Интернет. Эти группы способствуют принятию энергетических норм на уровне штатов, в требуемых случаях привлекают экспертов для решения возникающих проблем, разрабатывают планы по обучению и осуществляют обучение, разрабатывают пособия, руководства и другие вспомогательные документы, участвуют в выставках и конференциях, находят нужные ресурсы. Работа групп финансируется частично федеральным правительством, частично правительствами штатов, но в основном финансовую поддержку предоставляют производители новых технологий, объединяющиеся в альянсы с целью содействия внедрению своей продукции, которые заинтересованы в продвижении энергетических норм.

Например, альянс "За сбережение энергии", созданный представителями отдельных отраслей промышленности и действующий уже 20 лет, образовал специальный фонд для инвестиций в энергосберегающие мероприятия и проекты. Он также устанавливает связи между потребителями и производителями, способствует преодолению возникающих барьеров по внедрению новых технологий, стимулирует разработку законодательства.

В состав этого альянса входят 3 сенатора, Комитет по защите природных ресурсов, компания Хоневелл, Федерация потребителей США, Окриджская национальная лаборатория, Группа по теплоизоляции, Газовая компания штата Вашингтон, компания Хайдро-Онтарио, Калифорнийская энергетическая комиссия, Эдисоновский Электрический институт, Американский институт архитекторов, Гарвардский университет.

Одним из ярких примеров деятельности альянса стала программа внедрения энергоэффективных окон, начатая в 1997 г. Эта программа объединяет более 40 компаний, производящих оконную продукцию, Лабораторию Лоренса в Беркли и Департамент энергетики США. Цель программы - резко увеличить рынок энергоэффективных окон.

Другой интересной программой является финансирование улучшения энергоэффективности жилья путем использования ипотечного кредитования. В результате 5 самых больших ипотечных банков США, обслуживающих 50 штатов, предлагают специальный пакет по реконструкции жилых домов с целью улучшения их энергоэффективности.

Важнейшим элементом политики энергосбережения является согласование интересов потребителей энергии и энергоснабжающих компаний. Реализован на практике очень простой принцип:

  • энергоснабжающая компания обязана по закону удовлетворить любой спрос на энергию в зоне своей ответственности. Поэтому, когда возникает перспектива повышения спроса на энергию, компания подсчитывает, что ей выгоднее - увеличить энергетические мощности или сохранить

  • существующее энергопотребление путем проведения энергосберегающих мероприятий. Как правило, оплатить улучшение теплоизоляции зданий, установить новые окна и т.п. на порядок дешевле, чем создавать новые мощности, требующие значительных капитальных вложений.

Для пропаганды новых технологий по всей стране созданы энергетические центры, обеспечивающие необходимую техническую поддержку и информационное обеспечение. Центры выполняют также работы по проведению измерений или предоставляют в прокат оборудование для проведения таких измерений.

Чтобы потребитель мог отличить энергоэффективные товары, введена система специальной маркировки - “энергетические звезды”. Маркировку продукции осуществляют специальные сертификационные лаборатории. Например, Национальный совет по светопрозрачным конструкциям выдает специальную маркировку, в которой указаны основные потребительские свойства, такие, как коэффициент теплопроводности, светопроницаемость и другие. В последнее время стали выдавать сертификаты и на здание в целом. Разработаны специальные пособия для потребителей с советами о том, как приобретать более эффективное оборудование и изделия.

Возникли и получили быстрое распространение новые формы бизнеса: одна компания предлагает другой провести за свой счет энергосберегающие мероприятия, а возврат вложенных денег и прибыль получать только за счет сэкономленной энергии.

Разработаны и активно внедряются программы рыночных преобразований, направленные на создание условий изменения спроса, с тем, чтобы потребитель был заинтересован в приобретении новых энергоэффективных технологий.

Источник:www.promti.ru